Качественная среда способствует высоким достижениям школьников.
- размеры классов;
- дизайнерские решения;
- температура;
- параметры воздуха и освещения;
- доступность и безопасность образовательных учреждений.
Один из авторов доклада - Тигран Шмис, руководящий образовательными проектами и служащий старшим специалистом в образовательной сфере Всемирного банка, рассказал о значимости и влиянии результатов данного исследовательского проекта на среду образования.
Чувство причастности.
Тигран Шмис рассказал, что исследования, представленные в докладе, были вызваны вопросом об эффективности инвестирования в развитие инфраструктуры образовательной среды и строительство школ, который всегда существовал в мировом экспертном сообществе. Главная гипотеза подразумевала то, что грамотно сформированная среда, в которой будет воспитываться и обучаться человек, может способствовать более эффективному процессу получения образования, что стало бы значимым вкладом в человеческий капитал и его развитие, что является приоритетным стратегическим направлением в деятельности Всемирного банка на мировом уровне. Чтобы ответить на вопрос об эффективности инвестирования в среду образования, авторы доклада решили обобщить и систематизировать проведенные на данный момент исследования в этой области.
Одно из таких исследований под названием «Умные классы» было проведено в 2015 г Питером Барреттом в английских школах. Суть его состояла в оценке показателей состояния окружающего пространства, в котором происходил процесс обучения учеников и где они проводили свой досуг. Измерялись температура воздуха, уровень освещенности. Также оценивались элементы окружающего дизайна, влияющие на восприятие, например, насколько сложными были формы окружающих архитектурных элементов и предметов, их цветовое оформление и общая нагруженность дизайна. Измеренные параметры были сопоставлены с достижениями учеников, обучающихся в этих школах и классах.
На что нашим специалистам следует обратить внимание?
По словам Тиграна Шмиса нужно в первую очередь обратить внимание на базовые вещи: наличие и доступность школ, размеры классов и безопасность, которая напрямую зависит от качества строительства. Важно, чтобы постройки не разрушались сами собой, не причиняли ущерб людям и были устойчивы к природным катаклизмам. Наличие и доступность учебных заведений это также вопрос безопасности, т.к. чем больший путь до школы приходится преодолевать ученику, тем хуже, что также подтверждают исследования, как отечественные, так и зарубежные. Иногда в подобных случаях наблюдаются возрастание у детей агрессии и связанные с этим проблемы, вплоть до сексуальной агрессии по отношению к женщинам.
Также важен грамотно подобранный баланс архитектурных элементов в планировке помещений и оптимально организованное рабочее пространство. Все это должно быть направлено на создание комфортной образовательной среды для человека, где он мог бы свободно и без помех получать образование, но при этом эффективно бы использовались ресурсы этой среды.
Важный параметр — чувство причастности к среде.
Если ребенок имеет возможность оказывать влияние на ту среду, в которой он находится, то у него возникает чувство причастности к ней. Поэтому очень важно, чтобы при планировании новых образовательных элементов оставалось небезучастным мнение самих детей. Определенно ясно то, что чем лучше предоставленные ученикам условия, тем лучше проходит процесс обучения. Но здесь нужно учитывать, что влияние на образование оказывают не только школьные условия, но также социальное и экономическое положение как общее так и каждого отдельного ученика. Из этого следует закономерный вывод, что при других равных условиях процесс обучения проходит лучше в хорошей школе. Предположить направление развития образовательной среды отчасти подтолкнуло именно вышедшее в 2015 г исследование «Умные классы», итоговые утверждения которого о связи эффективности образования и параметров среды обучения подтвердило исследование, проведенное в российских школах.
(Это исследование связи между условиями среды образования и результатами получения образования обучающихся. Оно основано на результатах опроса пользователей школ, проведенного организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и исследовании TIMSS 2019).
Результаты данного исследования станут известны и будут опубликованы Всемирным банком в ближайшее время.
Речь, наверное, идет о странах с низким уровнем жизни?
В первую очередь от уровня жизни в стране зависит доступность для людей получения образования. Но из-за того, что в тех странах, где уровень жизни оценивается достаточно низко, проводилось и проводится недостаточно исследований в области качества образования, вопрос о состоянии образовательной среды в таких странах не имеет сейчас однозначного ответа. Так, в африканских государствах не проводятся исследования PISA, TIMSS, PIRLS, хотя эти страны представлены в индексе человеческого капитала Всемирного банка. [https://www.worldbank.org/en/publication/human-capital]
В представленном в докладе исследовании Россия занимает 34-е место по качеству параметров образовательной среды, и 9-е место по качеству образования. Но гораздо важнее опережающие перспективы, развитие тех областей и компетенций, которые набирают популярность и помогут школьникам в будущем быть успешными. И поэтому возникает вопрос соответствия школ требуемым в данный момент программам образования, который является именно российским, т.к. здесь все ещё практикуется классно-урочная система и, соответственно, школы строятся для её требований.
Нужен шаг вперед.
На данный момент в России проводятся сюжетные, фрагментарные исследования в разных регионах страны. Так, в Ханты-Мансийском округе был спроектирован новый детский сад, который отличается от традиционного тем, что он занимает на 30% меньше площади в сравнении с традиционным, но с той же вместимостью и функциональными характеристиками здания, а также с увеличенным почти в 4 раза объемом активно используемого пространства и лучшей энергоэффективностью за счет меньшей площади.
Получается, разновозрастные коллективы смешиваются в одном пространстве?
В едином пространстве могут совмещаться разновозрастные коллективы, и это не нарушит нормы СанПиН, при условии, что не будут смешиваться дети из разных групп, т.е. будет обеспечена изоляция между разновозрастными группами. Если грамотно составить расписание дня, групповая изоляция будет обеспечена на должном уровне. В школе или детском саду, спроектированным для традиционной системы получения образования, можно было бы уместить в одном классе только одну группу из-за направленности на систему образования, ориентированную на обучение в классах. Такая система не предполагает совместное обучение нескольких групп в одном и том же классе из-за его недостаточной площади, и подходящих для этого помещений в традиционной школе не предусмотрено. Но совмещение коллективов и разнообразие пространств поддерживается ФГОС дошкольного образования.
В одном и том же спроектированном по новому пространстве можно реализовать разнообразные модели обучения. Поэтому гибкость таких пространств является их выгодным преимуществом, т.к. оставляет за учителями выбор той или иной модели, по которой строить процесс образования, но это также требует и развития самих учителей, чтобы они могли уверенно пользоваться новыми возможностями.
В других регионах повторение проекта, реализованного в Ханты-Мансийском округе, пока имеет сложности, связанные с необходимостью одобрения экспертизы. Ханты-мансийский проект прошел одобрение местной экспертизы, поэтому этот регион без ограничений открыт для тиражирования подобных проектов.
А вот для воплощения в жизнь такого же проекта в других регионах, согласно законодательству, проект снова придется отправить на получение утверждения в местной экспертизе региона и получить разрешение на строительство, без которого нельзя начинать какие-либо строительные работы.
То есть, успешная реализация в одном регионе не дает ничего для реализации в другом и приходится начинать все сначала. Централизованно этот вопрос тиражирования подобных проектов пока не решен, и решать его входит уже в задачи государства. Данный проект показал, что если спроектированный по новым технологиям детский сад будет стоить примерно на 40% дороже, и если его энергоэффективность позволит экономить хотя бы на отопительных мероприятиях и освещении в процессе всего периода эксплуатации, то в итоге получится значительная экономия, как минимум окупающая затраты на создание, в сравнении с аналогичным детским садом, но в котором новые технологии не были учтены.
Хорошее освещение в классах дает высокий эффект сразу.
Достаточное, но не избыточное освещение в классах – одна из тех вещей, которые достаточно просто реализуются, но для этого нужно провести исследование имеющейся освещенности, исходя из которого и принимать решение по его изменению.
Кстати, указанные в СанПиН нормы о право- и левостороннем освещении, говорящие о том, с какой стороны должен падать свет, на практике не имеют практического смысла, т.к. в случае активности с разных сторон, неясно, с какой стороны должно быть освещение. Кроме освещенности нужно обеспечить необходимое качество воздуха.
Так, в исследовании профессора Барретта, когда измерялся уровень содержания в воздухе углекислого газа (CO2), результаты закономерно показали снижение продуктивности работы и обучения там, где концентрация углекислого газа была выше относительно уровня содержания CO2 на улице.
Директорам школ можно порекомендовать провести подобные исследования, например, установив специальный датчик для анализа воздуха, тем более, что в продаже имеется достаточно дешевых аналогов. По результатам можно будет понять, есть ли проблема с качеством воздуха, а для решения таких проблем можно развивать системы вентиляции и рекуперации. Но по существу в СанПиН не указаны ни параметры освещенности, ни нормированное содержание углекислого газа в воздухе, а вместо нормирования применения современных систем кондиционирования, указано, что нужно проветривать помещение открывая окно.
Среда начинается с общения.
Одной из составляющих развития у детей чувства небезучастности к среде является совместный поиск ответа на вопрос как сделать среду, в которой обучаются ученики, лучше и комфортнее. Ответ на него должен быть найден в результате общения работников школы с учениками.
Возможно, в поисках новых решений по повышению качества будут полезны результаты исследований из доклада, ссылаясь на которые можно вести дальнейшие разговоры по поводу улучшения среды, и которые, возможно подскажут правильное направление развития в этой области. Поэтому вопрос повышения качества среды очень важен, и его решение должно быть результатом общения тех, кто непосредственно находится в ней.
Заказчик должен быть коллективным.
Альтернативные модели получения образования, которые могли бы заменить традиционную классно-урочную систему, не получают большого распространения среди работников образовательной сферы. В их круге существуют свои крайности, например, сторонники прогресса хотят быстро и радикально изменять образовательную среду, сторонники же устоявшихся традиций в этой сфере даже задумываться не хотят о каких-либо нововведениях. Но все же они в большинстве своем хорошо образованные люди и могут находить и принимать достаточно гибкие решения в соответствии с передовыми инновациями в своих областях.
Основная же проблема поиска альтернатив в образовательной среде заключается в отсутствии широкого обсуждения данного вопроса, что доказывает появившиеся только в последние несколько лет попытки изучить эту область.
В процессе построения современной, интересной и инновационной школы должен участвовать весь коллектив образовательного учреждения, т.е. взаимодействовать должны ученики и учителя, которые и будут основными пользователями того, что будет получено в результате. Но успешность итогового результата построения инновационной школы в немалой степени зависит и от активности директора. Важно, чтобы директор всегда был в курсе происходящих событий и не отстранялся от управления процессом создания нового образовательного пространства. Таким образом, параметры образовательной среды должны учитывать и определяться потребностями всего коллектива школы, и в первую очередь учеников и учителей.
Максимизировать пространство.
Использование в активном режиме как можно большего предоставленного пространства очень важно, от этого зависит насколько эффективными окажутся инвестированные в это пространство средства. Быстрое преображение школы можно организовать, например, при помощи добавления удобной мебели, диванов и кресел в места отдыха, обустройства каких-либо уголков и прочее, как это было сделано в Беларуси по рекомендациям авторов доклада. Получаются удобные, по современному оснащенные коридоры и классы, в которых дети комфортно себя чувствуют.
Но пока в Беларуси нет результатов сопоставления нововведений с успехами учеников. Такое исследование влияния измененного пространства в школах на учебный процесс в этой стране будет проведено примерно четыре года спустя. Сравниваться будут результаты школ, в которых не проводился ремонт с изменениями в окружении, и школ, которые во время ремонта решили привнести новизны в пространство классов и коридоров.
В России образовательная система уже не считает маргинальной тему развития инфраструктуры школ и детских садов и инвестирования в них, потому что этой темой занимается специальное многопрофильное сообщество. В то же время концепция современной школы подготавливается государством, и, возможно, в скором времени будет утверждена, а пока в этом направлении уже работает Министерство просвещения.
В плане реализации на практике подобных проектов и выработки нормативов для новых образовательных учреждений, в России движение идет в сторону получения результата по имеющемуся опыту и пока стоит правительственная задача постройки нескольких пробных новых школ, по результатам работы которых и будут создаваться соответствующие нормативные положения. И получается, что больше учитываться будет именно практическая сторона, которая будет формировать новые стандарты, а не наоборот.
Для воплощения в жизнь большего количества такого рода проектов потребуются некоторые изменения в правовых нормах. Это похоже на ту историю, когда перед Россией стояла задача вступления в Организацию Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), которое требовало того, чтобы стандарты страны были ориентированы на результат, но на деле никаких изменений не было сделано. Поэтому в тех странах, где стандарты вместо запретов ориентируются на достижение результата, рекомендуемые такими стандартами нормы больше соответствуют реальной жизни. А пока в России действует достаточно стандартов, ориентированных на запрет и соблюдение соответствия, где дополнительно не разъясняется каким образом это соответствие должно достигаться.
Авторами доклада были изучены различные источники, в которых затрагивается вопрос формирования процесса обучения и достижения его эффективности, создания образовательной среды и соответствующей политики в области образования. В общем было изучено 129 источников, среди которых были статьи в научных изданиях, отчеты исследователей в этой области, книги и другая литература.
В итоге получилась приведенная далее классификация потребностей и критериев эффективности образовательной среды. В приведенном списке критерии расположены в порядке от базовых потребностей обучающихся к оцениванию полученных от реализации проекта результатов и эффективности получения образования в школе.
Классификация потребностей и критериев эффективности образовательной среды:
- Доступность образовательных и воспитательных учреждений;
- Обеспечение безопасности и здоровья учеников;
- Оптимальная организация пространства учебных мест;
- Взаимосвязь педагогики, условий местных сообществ и школьного дизайна;
- Эффективность реализации проекта образовательного учреждения и его работы.
По мнению Таграна Шмиса, дальнейшее следование традиционной процедуре экспертизы образовательных проектов не способствуют продуктивному поиску новых решений. Например, как уже было сказано, чтобы повторить ханты-мансийский проект в других регионах потребуется заново пройти процедуру экспертизы проекта до начала любых строительных работ и в её результате получить одобрение на строительство.
Но в ряде других стран барьер в форме первой экспертизы вообще убран. Так, в Сербии экспертиза до начала стройки не нужна, и не нужно получать одобрение на строительство, и ответственность за оценку и соответствие качества переходит в руки проектного бюро. Любые нарушения в стройке должны обосновываться уже на этапе приемки местной комиссией, что позволяет оценить именно результат, а не проект в перспективе.
Конечно принятие новых норм в строительстве может вызывать различные вопросы в связи с появлением недобросовестных проектировщиков и застройщиков и каких-то других подобных ситуаций, но это не доказывает неэффективность новых норм, потому что и в существующей традиционной системе организации процесса застройки подобные ситуации также случаются. Таким образом, эффективность произведенных в формирование образовательной среды инвестиций будет определяться тем, насколько максимально удастся использовать пространство зданий образовательных учреждений.
В России сейчас повсеместно создаются проекты одноместных школ, в которые вкладываются триллионы рублей. Экономия в этом случае может быть повышена, если использовать весь функциональный потенциал пространства школ. Например, школа, спроектированная под систему общего использования вместо коридоров реализует большие помещения. В них можно реализовывать различные идеи по взаимодействию, т.к. многофункциональность закладывается в них ещё при проектировании. Общая же площадь такой школы для той же вместимости потребуется примерно на 20% меньше, чем в школе коридорного типа. А такое сокращение требуемой площади – это уже освобождение средств, которые можно направить на модернизацию школьных программ, повышение квалификации учителей, закупку оборудования и учебников.
Подводя итог, можно сказать, что чем больше будет практического опыта и уже реализованных проектов, тем яснее будет становиться направление и потенциал повышения качества и эффективности образовательной среды, внедрения инноваций и тех образовательных результатов, которые эти мероприятия за собой повлекут в будущем. Поэтому важны инвестиции в создание школ, чтобы они соответствовали образованию XXI века.